Карта сайта

История и основные концепции современного естествознания

Вопросы к семинарам

Помните, что, помимо интернета и ридера, есть еще и библиотеки. Прежде чем попасть в ридер и на ресурсную страницу курса, все эти тексты были опубликованы в книгах и журналах. Выходные данные всех обсуждаемых на семинарах работ см. в списке литературы к семинарам на ресурсной странице курса.

Семинар 1. (текст в интернете)

  1. Чем Попперу не нравится индуктивизм и что он предлагает взамен?
  2. В чем, с точки зрения Поппера, состоит различие между наукой не-наукой (критерий демаркации).
  3. Структура научной теории и классификации высказываний и понятий.
  4. Общая композиция гл 1 и 3.

Семинар 2. (текст в интернете и в ридере)

  1. Что не нравится Т. Куну в традиционных представлениях об истории науки? Какой подход он считает более правильным?
  2. В чем проблема с логическим кругом в определении парадигмы и научного сообщества? Какое решение предлагает Т. Кун?
  3. В чем отличие между понятиями парадигмы и дисциплинарной матрицы?
  4. Согласны ли вы с Куном в том, что в социальных науках, в отличие от естественных, парадигм нет?

Семинар 3. (текст в интернете и в ридере)

  1. Сформулировать три-пять основных тезисов статьи Л. Флека «Наука и среда».
  2. Сформулировать три-пять основных тезисов критики Т. Биликевича.
  3. Сформулировать три-пять основных тезисов ответов Л. Флека на критику Т. Биликевича.
  4. На примерах из статьи «Проблемы науковедения» покажите, как работают основные понятия концепции Л. Флека (мыслительный коллектив, мыслительный стиль и т.п.).

Семинар 4. (текст в интернете)

  1. Как Л. Пастер «переворачивает мир» при помощи лаборатории?
  2. В чем Б. Латур видит проблемы традиционной социологии науки?
  3. Ученый и политик: в чем состоит отличие по Б. Латуру?

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

Сайт создан в системе uCoz