История и основные концепции современного естествознания
Вопросы к семинарам
Помните, что, помимо интернета и ридера, есть еще и библиотеки. Прежде чем попасть в ридер и на ресурсную страницу курса, все эти тексты были опубликованы в книгах и журналах. Выходные данные всех обсуждаемых на семинарах работ см. в списке литературы к семинарам на ресурсной странице курса.
Семинар 1. (текст в интернете)
- Чем Попперу не нравится индуктивизм и что он предлагает взамен?
- В чем, с точки зрения Поппера, состоит различие между наукой не-наукой (критерий демаркации).
- Структура научной теории и классификации высказываний и понятий.
- Общая композиция гл 1 и 3.
Семинар 2. (текст в интернете и в ридере)
- Что не нравится Т. Куну в традиционных представлениях об истории науки? Какой подход он считает более правильным?
- В чем проблема с логическим кругом в определении парадигмы и научного сообщества? Какое решение предлагает Т. Кун?
- В чем отличие между понятиями парадигмы и дисциплинарной матрицы?
- Согласны ли вы с Куном в том, что в социальных науках, в отличие от естественных, парадигм нет?
Семинар 3. (текст в интернете и в ридере)
- Сформулировать три-пять основных тезисов статьи Л. Флека «Наука и среда».
- Сформулировать три-пять основных тезисов критики Т. Биликевича.
- Сформулировать три-пять основных тезисов ответов Л. Флека на критику Т. Биликевича.
- На примерах из статьи «Проблемы науковедения» покажите, как работают основные понятия концепции Л. Флека (мыслительный коллектив, мыслительный стиль и т.п.).
Семинар 4. (текст в интернете)
- Как Л. Пастер «переворачивает мир» при помощи лаборатории?
- В чем Б. Латур видит проблемы традиционной социологии науки?
- Ученый и политик: в чем состоит отличие по Б. Латуру?